Система менеджмента качества на предприятии СМК - ISO 9001

Система менеджмента качества на предприятии

Действующая система менеджмента качества (СМК) на предприятии является совокупностью организационных процессов, процедур, ресурсов и методов, способных обеспечить высокое качество услуг, товаров. В условиях жесткой конкуренции и ожиданий потребителей действие СМК становится знаковым инструментом, когда работа компании отличается наибольшей эффективностью при снижении издержек и укреплении репутации.

Особенности системы менеджмента качества на предприятии

Система менеджмента ориентирована на иерархическую структурность к управлению внутренними и внешними процессами и направлена на достижение целей, связанных с бизнесом. Она основывается на международных стандартах, в частности ISO 9001 и их российских аналогах (ГОСТ Р ИСО 9001) для требований к организации процессов, контролю качества и постоянному улучшению. Главная задача данной системы менеджмента – не просто соответствовать стандартам, а создать условия, когда предприятие может последовательно удовлетворять запросы всех заинтересованных лиц.

Приоритетные концепции

Они включают в себя несколько ключевых факторов.

  • Слышать клиента.
  • Вовлеченность руководителей.
  • Комплексный подход.
  • Непрерывное улучшение качества.
  • Смелые решения в рамках актуальных тенденций.

Сотрудничество, взаимодействие с заинтересованными сторонами тоже входит в перечень основных принципов.

Зачем нужна СМК на предприятии?

Использование системы приносит предприятию ряд преимуществ. В частности повышение качества продукции или услуг при внедренной СМК помогает выявлять и устранять дефекты на ранних стадиях производства, что снижает количество брака и рекламаций. Оптимизация процессов за счет точного описания и контроля процессов приводит к сокращению временных и финансовых потерь. Увеличение конкурентоспособности открывает доступ к новым рынкам и укрепляет доверие со стороны партнёров и клиентов. Необходимо добавить и снижение рисков, мотивацию сотрудников.

Многие предприятия по всему миру доказали эффективность СМК. Например, автомобильная компания Toyota, использует принципы качества (в частности, систему «Lean») для минимизации потерь и повышения удовлетворённости клиентов. В России крупные промышленные предприятия: «Газпром», «Росатом», тоже успешно применяют данную систему для соответствия международным стандартам и повышения экспортного потенциала.